Роль держави в ліберальному суспільстві

 

 

Культурологи считают, что чем больше в обществе запретов и табу, тем оно примитивнее. Если же религия или идеология требует принесения на алтарь их божества человеческих жертв, то она вообще обрекает такое общество на самоубийство.

С другой стороны, эмансипация и раскрепощенность человеческих способностей, вовлекает в общественную деятельность максимальное число участников, и стимулирует общественное развитие. Сегодня из всех существующих глобальных проектов: традиционный, исламский и либеральный, последний эмпирическим путем доказал свою наибольшую привлекательность, справедливость и эффективность, и создал наиболее комфортные условия для жизни людей. Среди различных альтернатив общественных идей, моделей и ценностей побеждают наиболее универсальные, и из универсальных наиболее гуманистические. Поэтому социальные теоретики говорят, что если мы столкнулись с проблемой логического противоречия в оценке социальных явлений, то для ее разрешения априори должны ввести аксиому морально-этического подхода. То есть оценивать вопрос прежде всего с морально-этической точки зрения. В этом контексте поражают своей мудростью слова академика Сахарова, повторяющие идею, высказанную еще Платоном: «морально обусловленные поступки в конечном счете оказываются и самыми рациональными».

Но у эмансипированного либерального общества есть и свои недостатки. В свободной среде свободных субъектов, в силу неравенства их качеств и способностей (обусловленного мутабельностью и вариативностью природы, как важнейшего фактора эволюции и развития), со временем, даже при самых равных начальных возможностях, обязательно выделяются центры силы, которые концентрируясь, начинают доминировать над остальными. В процессе консолидации ресурсов возникает экспоненциальная спираль самоусиливающихся тенденций, порождающая порочный круг концентрации монопольной власти, которая в конечном счете приводит к замыканию «матрицы», полной кристаллизации общества и его коллапсу. Принцип свободы начинает вступать в противоречие с принципом справедливости, и главное безопасности. В любом обществе всегда есть «плохие парни», а задача справедливого и эффективного общественного устройства заключается не только в эмансипации своих членов, но и в их безопасности.

В процессе самоорганизации свободных общественных групп всегда возникает потребность в организации механизма безопасности, как персональной, так и групповой, и как личностной, так и имущественной. Естественно, функции поддержания безопасности делегируются специализированным «силовым» структурам, возникает «бизнес услуг безопасности». Между такими структурами из разных сообществ начинается конкуренция, ведь их интересы субъективны, и зачастую взаимно-противоречивы. К тому же силовые структуры начинают отстаивать свои собственные интересы, в ущерб тем, кто им делегировал их функции, злоупотребляя своими преимуществами. В итоге в конкурентной борьбе побеждают самые сильные, монополизируя право на насилие. Поэтому общественные исследователи называют право на насилие в обществе – «естественной монополией», причем единственной, действительно объективно «естественной» монополией в общественной среде. И в качестве последней инстанции, объективизирующей и вводящей в организованные рамки эту естественную монополию на насилие и принуждение в обществе, вводится такой общественный институт, как «государство». Чьей наиважнейшей и едва ли не единственной конструктивной задачей в обществе, социологи определяют монопольное право на наказание и принуждение, обусловленное «естественной монополией» на насилие.

То есть, в свободном либеральном обществе вследствие естественных дефектов и неравных возможностей и условий, неизбежно появляются монополии, которые по мере роста, начинают доминировать над обществом, и забирать у него свободу в свою пользу. Для контроля недопущения монополизации ресурсов и власти в свободном обществе в руках отдельных субъектов и групп, наиболее эффективным институтом в процессе исторической эволюции стало государство. Конечно современные государства, как общественный институт, развивались эволюционно, конкурируя между собой, и представляя из себя в общих чертах «закрывающую технологию», меньшее зло, призванное оградить общество от абсолютного зла беспредела, хаоса, неконтролируемого насилия и гражданской войны, которые обычно заканчиваются разрухой и кровавой диктатурой «победителя (-лей)». В процессе отбора сегодня сложились их определенные архетипы, которые мы изучаем, чтобы понять, как скорректировать и улучшить. И до сих пор любые попытки построения искусственных государственных схем, идущим в разрез с естественной эволюцией природы общества и человека, заканчивались катастрофой и крахом. Но это вовсе не означает, что мы должны совсем отказаться от нормативного общественного инжиниринга и капитулировать в поле «позитивизма». Тем более. Что сегодня мы сталкиваемся с новыми вызовами перед усложнившемся обществом, к тому же находящимся под прессом невиданной ранее как технологической, так и демографической, а также экологической нагрузки. Поэтому попытки определить эффективную модель взаимоотношения субъекта, общества и государства сегодня представляется как никогда актуальной и жизненно необходимой.

И вот теперь мы подходим к главному вопросу, как наиболее оптимально сбалансировать выгоды и издержки от частной свободы, вырождающейся в монополию и тиранию, и регулирующей равные права доступа к национальным ресурсам для участников общественных процессов роли государства. Которое в свою очередь само способно стать деструктивной монополией, особенно в случае установления контроля над ним со стороны самих деструктивных монополий.  Ведь ели государство, в числе прочего, призвано защищать «хороших парней» от «плохих» и «разводить» конфликты и противоречия в обществе в качестве высшей, условно объективной и последней инстанции, то где гарантия, что именно «плохие парни» не получат контроль над самим государством? В таком случае вопрос безопасности граждан уже от самого государства определяется таким его устройством, которое способно обеспечить равную удаленность максимально большого числа общественных групп от центров принятия решений в государственных институтах. А это уже в свою очередь во многом зависит от структуры распределения ресурсов. То есть мы опять сталкиваемся с противоречием и порочным кругом. Для равенства возможностей доступа к ресурсам и безопасности нужно равномерное распределение ресурсов. И главное, нужно, чтобы эти ресурсы были, создавались и воспроизводились.

Государство призвано контролировать частные монополии. А кто должен контролировать само государство, если нет сильного гражданского общества и зажиточного и политически активного «среднего класса», организованного в социальную сеть снизу доверху, от малых и локальных групп влияния до национальных? Ведь т. н. «естественного права», данного человеку Богом или природой, в действительности не существует, и все права реализуются в процессе социальной борьбы за них. И в качестве единственного первичного «естественного» права за человеком остается право бороться за свои права. В результате такой социальной борьбы в современных развитых западных либерально-демократических странах сложилось государство «общественного договора». В котором государственные институты настолько эффективны и жизнеспособны, насколько они легитимны в глазах активного большинства, и насколько они соответствуют букве и духу общественного договора.

В процессе общественной эволюции под воздействием серии вызовов нашего времени, государство, ограниченное естественными природными географическими, демографическими, политическими и культурными барьерами, стало терять многие прежние свойства, и готово к приобретать новые. Если монополию государства на насилие мы определяем как «естественную», то не вправе ли мы предполагать в скором будущем ее расширение на весь земной мир, с образованием в конечном итоге некоего «мирового правительства»? Ведь не даром с каждой волной попыток глобализации, начиная с Римской империи в эпоху античности и заканчивая демократической «империей» США после 2-й Мировой войны, последующая становится все более успешной и всеобъемлющей, чем предыдущая. Даже наличие «ядерного зонтика» уже само по себе делает тенденцию монополизации права на применение организованного насилия естественным, в то время, как любой баланс сил в рамках т. н. полицентричности, не обладает абсолютной устойчивостью, что способно ввергнуть мир в состояние военной катастрофы (признаки чего мы сегодня наблюдаем в связи с внешней военной агрессией путинской России). А что же говорить после изобретения более разрушительного оружия, чем ядерное и термоядерное?

Поэтому не исключено, что так или иначе по крайней мере к средине 21 века мы столкнемся с относительным выравниванием региональных культурных различий на Земле, с усилением процесса либерализации и эмансипации. И одновременно с попытками лидеров мировых политических центров сформировать мировое правительство в рамках на этот раз уже мирового общественного договора.  Которое возможно придаст новый импульс таким насущным с точки зрения жизненных интересов землян проектам, как освоение человеком космоса. Тем более, что новые технологии, в частности вычислительные, аналитические, управленческие и коммуникационные, сегодня способны разрушить рамки любых национальных и региональных барьеров.

 

Александр Петрачков, "Хвиля"


04.03.2016 909 0
Коментарі (0)

31.07.2025
Павло Мінка

Фіртка неодноразово викривала проблему булінгу в школах Івано-Франківської області. У продовження теми ми поспілкувалися із нальником Головного управління Національної поліції в Івано-Франківській області Сергієм Безпалько та дитячими психологами.    

389
30.07.2025
Олег Головенський

Фіртка поспілкувалася з Олександром Красовицьким —письменником та видавцем, генеральним директором та власником харківського видавництва «Фоліо».   

1569 4
28.07.2025
Павло Мінка

Фіртка розповідає, як незаконні заправки та контрафактне виробництво пального загрожують економіці й безпеці регіону.  

1786
22.07.2025
Дарина Кочержук-Слідак

Прокуратура бореться з незаконним захопленням лісів, але корупція гальмує справедливість.  

818
17.07.2025
Катерина Гришко

Родичі пробачили хлопцю, знаючи про «своєрідний характер» загиблої і його нелегке дитинство, і просили в суді застосувати менш суворе покарання.  

3494
13.07.2025
Вікторія Матіїв

Дружина полеглого воїна Любов Галько розповіла журналістці Фіртки, яким був Руслан Галько — у повсякденному житті, в родинному колі та на фронті.

21494

Найперше в цій історії із законом, що позбавив антикорурційні органи «незалежності», тішать молоді люди, які протестують. Щирі, світлі, небайдужі, впевнені своїй правоті…

716 1

Протягом своєї історії християнство завжди використовувало найсучасніші на той час технології для проповіді Євангелія.  

398

Я відкладаю роботу над перекладом книги. Виходжу з кабінету, де практикував Вольфганг Льох, засновник психоаналітичного об'єднання... Спускаюся повз книжковий магазин, де збиралися тюбінгенські філософи, і де Ернст Блох шукав світлі сторони соціалізму. Повертаю ліворуч і натрапляю на інший книжковий магазин, де працював і писав Герман Гессе...

1033

По соцмережах пішла дискусія про зрізані кілька дерев (ялинок) на Івано-Франківській Площі Ринок. «Політично» мотивований ґвалт наростає. Аж до вимог «засадити» ринкову площу деревами та зробити парк.

2401
25.07.2025

Здорове харчування не лише підтримує фізичний стан, а й допомагає залишатись стійкими перед труднощами та випробуваннями.  

2175
21.07.2025

Час останнього прийому їжі може впливати на здоров’я не менше, ніж її склад.  

416
16.07.2025

Перекуси повинні бути корисними, поживними та здоровими. Це своєю чергою допоможе залишатися в тонусі та бути продуктивними.  

12063
01.08.2025

На вихідних, 2-3 серпня, відбудеться XIII Всеукраїнська Патріарша проща до Крилоса.  

144
28.07.2025

У селищі Делятин на Івано-Франківщині відбулася знакова для громади подія — освячення храму Всіх Святих Українського Народу.  

692
21.07.2025

У Святому Письмі є притча, що вчить милосердю і взаємодопомозі, яку часто наводять як приклад для сучасного суспільства.  

375
17.07.2025

На Прикарпатті готуються до щорічної Всеукраїнської Патріаршої прощі до Галицької Чудотворної ікони Матері Божої у Крилосі. Проща відбудеться 2-3 серпня.  

1019
23.07.2025

Програма промоції читання «Текстура» спільно з «Видавництвом Старого Лева» запрошують на розмову довкола абетки-енциклопедії «Антонич від А до Я» — книжки, що розповідає про поета, закоханого у світ, сонце й слово.  

291
25.07.2025

263 народні депутати підтримали законопроєкт, зокрема — дев’ятеро з Івано-Франківщини. Хто і як голосував, і якою була їхня реакція згодом — розповідає Фіртка.

1858 1
22.07.2025

Сенатор-республіканець Ліндсі Грем, який є ініціатором нових санкцій проти Росії, заявив, що президент США Дональд Трамп «надере зад» Володимиру Путіну, підписавши законопроєкт про вторинні санкції для країн-покупців російської нафти.  

614
15.07.2025

У понеділок, 14 липня, генсек НАТО Марк Рютте під час зустрічі із президентом США Дональдом Трампом у Білому домі нагадав президенту США, кого Росія відправила керівником делегації на переговори до Стамбула.

1639 7
10.07.2025

«Більдерберзький клуб» — одна із найбільш загадкових закритих «тусовок». Зустрічі клубу щороку тривають кілька днів щоразу в іншому місці.

2425 4